Регулятор напряжения я212а11е аналоги


(фото с форума "Портативного ретрорадио")

Чувствую, что почти некопаная тема автомобильной микроэлектроники принесёт мне немало находок. Вот одна из них. Автомобильный регулятор напряжения, разработан для генераторной установки автомобилей "десятых" семейств ВАЗ и ГАЗ.

Он изготавливался по гибридной технологии в металлостеклянном корпусе, схожем по конфигурации с корпусом мощного транзистора. Регулятор аналогичен регулятору FL14U4C фирмы Bosch.

Электрические параметры – три уровня напряжения, 13,6 (низкое); 14,2 (номинальное); 14,7 (высокое); номинальный ток 4А, температурный коэффициент напряжения -5. -6 мВ/°С

Производитель – Прохладненский ЗПП (г.Прохладный, Кабардино-Балкария).

(фото с форума "Портативного ретрорадио")
(фото с форума "Портативного ретрорадио")

Основу регулятора составляет микросхема 1047ЕУ1-4. Схема содержит входной делитель А1, параметрический стабилизатор напряжения А2, усилитель-интегратор A3, источник опорного напряжения А5, бистабильный триггер А6 и выходной усилитель А7. Вне микросхемы в регуляторе располагаются балластное сопротивление параметрического стабилизатора источника питания микросхемы и токоограничивающее сопротивление R2, а также выходной транзистор VT1 и гасящий диод VD1.

Питание элементов микросхемы стабилизируется, а эталонное опорное напряжение создается источником А5.

Регулятор работает следующим образом – напряжение генератора через входной делитель А1 подается на неинвертирующий вход усилителя-интегратора A3, где сравнивается с опорным напряжением. Если напряжение генератора равно номинальному уровню, то схема выдает через бистабильный триггер А6 и выходной усилитель А7 сигнал на переключения выходного транзистора с равенством времен нахождения его в открытом и закрытом состояниях. Чем больше отклонение напряжения генератора от номинального уровня в ту или другую сторону, тем больше или меньше время заряда-разряда конденсатора интегратора. Напряжение на конденсаторе фиксируется бистабильным триггером А6, заставляющим через выходной усилитель А7 выходной транзистор VT1 длительнее находиться в открытом или закрытом состояниях. Через компаратор обратной связи А4 на инвертирующий вход A3 подается добавочное напряжение.

Таким образом, регулятор осуществляет коммутацию в цепи обмотки возбуждения с фиксированной частотой, лежащей в пределах 460 Гц – 2,5 кГц (в зависимости от настройки регулятора). Стабилизация же напряжения, как и в традиционной схеме регулятора, происходит за счет изменения относительного времени включения обмотки возбуждения в цепь питания с соответствующим изменением средней величины тока в ней.

Схема, отрисованная по результатам вскрытия:

1. Каталог. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы. Часть 2. Условные графические обозначения, назначения выводов и габаритные чертежи корпусов. – ГУП Центральное конструкторское бюро "Дейтон", 1998.
2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. – М.: ЗАО "КЖИ "За рулем", 2004.

Читайте также:  Как подключить фары напрямую

Стоял старый генератор
3202.3771 "БАТЭ" 14В 90А (Белорусский)
замена регулятора напряжения на 65 тыс. км дала кратковременный эффект, просадки напряжения появились снова.
P.S. Оказалось, что напряжение падало на проводах от генератора до аккумулятора, перекинул минусовой провод напрямую от аккумулятора к корпусу генератора, всё стало норм. Замеры делал на самом генераторе и на клеммах аккумулятора, разница была существенная. Генератор выдавал под нагрузкой (14,2-14,4) В, а до аккумулятора доходило (13,5-13,8) В. Сейчас при включенном ближнем свете на аккумуляторе ниже 14,1 В не опускается. При печке на макс.+фары 13,7 В. Для примера оставлю это здесь www.drive2.ru/l/5430981/

Регуляторы напряжения (РН):
57.3702 — я так понял это основная серия от которой идут аналоги:
Я213А2
К1216ЕН1
611.3702-1 и т.д.

Выбор пал на генератор, который можно легко подключить вместо старого без переделок, ремонтопригодный и легкий в снятии пластиковой крышки (не нужно откручивать никаких винтов — только отсоединить клеммы).
9402.3701 "КЗАТЭ" 14В 90А

в нем регулятор напряжения:
Я212А11Е — аналоги которого у меня перечислены выше.

ТАБЛЕТКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

ТАБЛЕТКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

РЕГУЛЯТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ «САМАРЫ» — ПОЧТИ ОДИНАКОВЫЕ, НО.

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Если генератор на «Самаре» неожиданно «задурил», то вам может понадобиться таблетка. Не для себя — для генератора.

Напомним в двух словах, для чего «прописывают» подобные таблетки. Дело в том, что напряжение, вырабатываемое генератором, зависит от частоты вращения его ротора, силы тока нагрузки и величины магнитного потока. Чем больше частота вращения ротора, тем выше создаваемое генератором напряжение, а чем больше ток нагрузки, тем напряжение меньше. Для его стабилизации на определенном уровне изменяют магнитный поток генератора, управляя током обмотки возбуждения. Именно этим и занимаются интегральные регуляторы напряжения (ИРН), они же — «таблетки».

Купить «таблетку» сегодня несложно — мы остановились на магическом числе семь. Может быть, и наша экспертиза обойдется на сей раз без явного брака? Внешний вид «семерки» показан на фото 1–7.

Если предшественник «таблеток» из семейства вибрационных реле-регуляторов и их контактно-транзисторных сородичей были ремонтопригодными, то все приобретенные нами — «одноразовые»: не подействовала — покупай новую. Исключение составляет только № 4 — щеточный узел изделия выполнен съемным, а потому при должной сноровке его можно быстро заменить на аналогичный, если таковой имеется под рукой. Еще одно конструктивное отличие этой «таблетки» — так называемый вывод «Б» в виде торчащего наружу провода с клеммой. На него следует подать «плюс» — иначе изделие работать не будет.

Читайте также:  Американки на гранту как сделать

Тех, кто любой ценой будет пытаться собрать из нескольких неисправных регуляторов один нормальный, отговаривать не станем — досуг бывает разным. Постарайтесь, по крайней мере, не перегреть паяльником пластмассовый корпус «таблетки». А мы тем временем проверим наши покупки на соответствие требованиям ГОСТов, технических условий и прочих солидных документов. Оценим внешность изделий, измерим уровень регулируемого напряжения, а затем сымитируем несколько аварийных ситуаций. Краткие комментарии, как обычно, разместим под соответствующим фото, а данные измерений укажем в таблице.

Регулируемое «таблетками» напряжение измеряли многократно. Сначала — при частоте вращения ротора генератора n=4000 об/мин и токе нагрузки 18 А, когда температура окружающей среды равнялась 25°С, а емкость аккумуляторной батареи составляла 50, 75 и 100% от номинала. Напряжение должно равняться 13,9–14,3 В. Затем задачу усложнили: частоту вращения ротора стали изменять в пределах от 2200 до 10 000 об/мин, нагрузку — от 0,3 до 36 А, а температуру — от —20 до +85°С. Напомним, что в этих случаях регулируемое напряжение не должно выходить за пределы диапазона от 13,5 до 14,6 В. Заодно проверили величину падения напряжения в выходной цепи ИРН — вольтметр должен показать не более 1,3 В.

«Издевались» над изделиями так. Сначала заставили «попотеть» силовую часть их электронной начинки: из привычного режима «включился-выключился» загнали ее на предел возможного. Судите сами: частота вращения ротора — 2200 об/мин, ток нагрузки генератора — 36 А, емкость аккумулятора — всего 40%. В таких условиях ток через обмотку возбуждения генератора должен протекать постоянно — и так полчаса. Затем испытали изделия на «дуракоустойчивость» и пару десятков раз «случайно» отключили «массу» аккумулятора. Во всех правильных пособиях написано, что так делать нельзя, но.

Что обычно делает «чайник», полностью разрядивший свой аккумулятор и все-таки не сумевший пустить двигатель? Правильно — он устанавливает под капот исправную батарею соседа, заводит машину, а затем, не глуша двигатель, снимает чужой аккумулятор и возвращает на место собственный. Фактически мы проделали то же самое — при токах нагрузки от 10 до 36 А. А «под занавес» попробовали «поиграть» с клеммой «Ш» — это та, что соединена с обмоткой возбуждения генератора через одну из щеток. Токи нагрузки те же, а контакт по нашей милости то появится, то исчезнет — и так 17 раз для каждой «таблетки».

Читайте также:  Аккумулятор cmf60l bci как снять крышку

Результаты испытаний оказались много лучше, чем ожидалось. Все регуляторы легко «подружились» с вольтметром и уложились в требуемый диапазон стабилизации напряжения. Более того, ни один из них не испугался наших «пыток» — с такими изделиями средний «чайник» может по-прежнему не читать книжек. Как тут не вспомнить про магию числа семь.

А для тех, кто любит читать, по секрету сообщим — в требования технических условий под «пытками» уложились не все! И если изделия № 1, 2, 3 и 7 не забыли своих обязанностей даже при отключении «массы», то № 4, 5, 6 при этом «дрогнули». Можно ли «упрекнуть» их в этом или нет — судить читателям. Нам же кажется, что при наличии выбора стоит отдать предпочтение тем изделиям, которые вообще не дали повода усомниться в своих достоинствах. Тем более, что цена всех семи регуляторов практически одинакова.

Изготовитель / ОАО «Автоэлектроника»,

Маркировка изделия правильная: указаны фирменный знак изготовителя, основные параметры и дата выпуска. «Обычные» режимы проверки регулятор выдержал нормально, а при «аварийных» продемонстрировал абсолютное спокойствие, не «шелохнувшись» ни на десятую долю вольта.

Резюме — отличное изделие.

Изготовитель / ОАО «Автоприбор»,

Не указан ни один из основных параметров изделия — странно. А по «электрике» вопросов нет.

Резюме — все хорошо, но ГОСТ по маркировке нужно уважать.

Изготовитель / ООО «АСТРО»,

К маркировке претензий нет. К профессионализму — тоже.

Резюме — не подведет.

Изготовитель / ООО «АСТРО»,

Маркировка нормальная. Вот «хулиганить» с таким изделием не стоит — при «аварийных» отключениях батареи можно что-нибудь спалить. Да и вообще, для «Самары» торчащий проводок ни к чему.

Резюме — профессионал справится, а «чайнику» такое не нужно.

Изготовитель / фирма «Энергомаш»,

Маркировка претензий не вызывает. При «пытках» чуть-чуть вылезло за «рамки приличий», но это не беда.

Резюме — нормальное изделие.

Лидер по «отсутствию» маркировки — не указаны ни параметры, ни дата изготовления. Поэтому даже приклеенный ярлык VTN доверия не вызывает. В нормальных режимах ведет себя хорошо, а вот при «аварийных» — капризничает.

Резюме — на безрыбье сойдет, но в целом не понравилось.

Изготовитель / по-видимому, СКБ

Параметры изделия не указаны, но «материальная часть» — в порядке.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector