С вступлением в силу новой редакции ПДД появилась обязанность водителя ездить днем с включенным ближним светом фар. Обязанность не обременительная, но при естественном дневном освещении включить или выключить фары легко забыть. В первом случае — штраф, во втором — разряженный аккумулятор. Поэтому некоторые автолюбители, эксплуатирующие отечественные автомобили, стали переделывать электросхему управления фарами
так, чтобы автоматизировать этот процесс. В простейшем случае, — перемычка на выводах выключателя света, отвечающих за ближний свет. Еще проще, — подключение реле фар прямо на замок зажигания. Эти варианты конечно имеют право на существование, но, при включении зажигания включается только свет фар, а габаритные огни не включаются. Не знаю, но по моему, это не совсем то, чего от нас хотят органы ГИБДД. Конечно, если буквально цитировать ПДД, то днем должен быть включен ближний свет фар, и там нет указания на то должны днем быть включены габаритные огни или нет. Но стандартная схема автомобиля обычно не допускает включения света фар без включения габаритных огней (такое было возможно, вроде бы, только у «Москвича-2141», у которого габариты и свет включались разными отдельными кнопками).
То есть, выключатель, имеет три положения, — выключено, габаритные огни, сеет фар + габаритные огни. Вполне возможно, что включенный ближний свет днем без габаритных огней и соответствует ПДД, но мое мнение — должен быть и ближний свет и габаритные огни, которые обозначают положение машины на дороге.
На рисунке 1 приведена упрощенная схема управления фарами автомобилей семейства ВАЗ-2110-2112. Для простоты все потребители цепи габаритных огней (лампочки фонарей, подсветки приборов и прочее) обозначены как одна лампа. И так, цепь габаритов подключена к источнику +13V (аккумулятор) через секцию 58-30 выключателя света, а цепь управления ближним/дальним светом через контакты Х-56 того же выключателя и через замок зажигания. Поэтому, когда полностью включен выключатель света (в третьем положении) с выключенным зажиганием горят только габариты, а с включенным — габариты и фары.
На рисунке 2 показан вариант «электротехнического» решения. Устанавливаем дополнительный выключатель S1, который будет служить для включения «дневного освещения». А так же, дополнительное реле К1 (стандартное реле «ВАЗ», как, например, реле звукового сигнала).
Теперь чтобы включить «дневное освещение» нужно чтобы штатный выключатель света был выключен. Включаем S1. Теперь при включении зажигания напряжение через S1 будет поступать на реле ближнего света и на дополнительное реле К1. А контакты этого реле будут включать габаритные огни.
Таким образом, если S1 включен, то — с включением зажигания включается ближний свет и габаритные огни, с выключением зажигания все это выключается. Нужно только дополнительное реле К1 и дополнительный включатель S1. Выключатель может быть любого типа, даже тумблер, но лучше использовать автомобильный выключатель, установив его вместо заглушки на приборной панели, которая есть над выключателем света. Дополнительное реле можно закрепить сзади монтажного блока (на тот же кронштейн что и реле от сигнализации). «Массу» подключить на монтажном блоке, и далее три провода пустить наверх к выключателю света и новому выключателю S1.
Чтобы вернуть схему к обычному состоянию нужно выключить S1. Реле К1 конечно будет срабатывать при включении ближнего или дальнего света, но на обычном порядке работы схемы это никак не отразится.
Второй способ решения проблемы — электронный. Он хорош тем, что фары и габаритные огни включаются не при включении зажигания, а тогда когда машина приходит в движение. К тому же, при остановке с включенным двигателем фары выключаются, но остаются включенными габаритные огни. Этопозволяет снизить расход энергии аккумулятора при стоянии в пробке или на светофоре, — машина останавливается, — горят только габариты, машина поехала — включается ближний свет.
Схема показана на рисунке 3. Сделана она применительно к машинам ВАЗ-2110-2112, но вполне подходит и для других автомобилей с электронными датчиками скорости (спидометр электронный или электромеханический).
И так, питание на схему подается с точки «X» выключателя света, то есть, практически с выхода замка зажигания. Включаете зажигание и подается питание. При этом цепь R2-C4 предустанавливает RS-триггер D1.1- D1.2 в исходное положение с логическим нулем на выходе элемента D1.3. Оба ключа VT2 и VT3 закрыты, поэтому реле К1 и К2 отключены и их контакты разомкнуты. Контакты реле К1 подключены параллельно контактной группе Х-56 выключателя света, а контакты реле К2 — параллельно группе 58- 30 выключателя света. Так как контакты разомкнуты свет не включен.
При движении с датчика скорости поступают импульсы. Они через конденсатор С2 проходят на диодный детектор на диодах VD1 и VD2. На базе VT1 возникает напряжение и он открывается. На выходе D1.4 — единица, транзистор VT2 открывается и реле К1 включает ближний свет. В то же время триггер D1.1- D1.2 переключается в противоположное устойчивое состояние. Теперь единица есть на выходе D1.3 и транзистор VT3 открывается, реле К2 включает габаритные огни.
При остановке автомобиля с работающим двигателем (например, в пробке или на светофоре) импульсы с датчика скорости перестают поступать. Транзистор VT1 закрывается. На выходе D1.4 появляется ноль. Транзистор VT2 закрывается и реле К1 выключает ближний свет фар. Но триггер D1.1-D1.2 остается в установившемся устойчивом состоянии.
Поэтому транзистор VT3 открыт, и габаритные огни включены. Тронулись, — появляются импульсы на выходе датчика скорости, транзистор VT1 открывается и на выходе D1.4 опять появляется единица. VT2 открывается и посредством реле К1 включает ближний свет.
После выключения зажигания напряжение на точке «X» пропадает, так как замок зажигания выключен. Соответственно, пропадает питание схемы на рис.3. При включении зажигания, но до начала движения, схема никак не вмешивается в работу выключателя освещения автомобиля. Начинает она работать только с началом движения машины, когда есть импульсы на выходе датчика скорости.
Схема, показанная на рисунке 3, не может работать с автомобилями с механическими спидометрами, в которых вращение от коробки передач на спидометр передается тросовым приводом, например, в карбюраторных автомобилях. В этом случае можно попробовать подать на схему импульсы с датчика Холла электронной системы зажигания таких автомобилей, соответственно увеличив емкость СЗ и уменьшив емкость С2 так чтобы создать некоторую задержку. Но алгоритм работы схемы несколько изменится, так как включаться фары будут не с началом движения, а через несколько секунд после пуска двигателя. Но в этом тоже есть смысл, так как пуск двигателя происходит с выключенными фарами, то есть, без дополнительной нагрузки на аккумулятор.
Все кроме реле расположено на печатной плате, показанной на рисунке 4.
Плата очень простая, однослойная, с односторонним расположением печатных дорожек, поэтому технология изготовления её может быть любой. Например, можно дорожки нарисовать нитроэмалью, используя как пишущий инструмент обычную заточенную спичку. Далее травление в растворе хлорного железа, и промывка в ацетоне или другом растворителе для нитроэмали. Можно монтаж выполнить и на готовой макетной печатной плате, — тоже неплохой вариант.
Реле К1 и К2 такого же типа как К1 на схеме на рисунке 2.
Микросхему К561ЛА7 можно заменить импортным аналогом, — CD4011. Диоды 1N4148 можно заменить на КД521, КД522. Транзисторы КТ815 — на КТ817, КТ503. Транзистор КТ3102А можно заменить любым КТ3102 или КТ315.
От величины емкости конденсатора СЗ зависит задержка включения/выключения фар с началом движения/остановкой. Например, если при движении с малой скоростью наблюдается мигание фар, емкость СЗ нужно
увеличить.
Многие автолюбители еще не установили на свой автомобиль дневные ходовые огни, но, может быть, давно задумывались об этом. Ни для кого не секрет, что отсутствие ходовых огней, равно как и выключенный ближний свет/противотуманные фары могут стать причиной остановки вашего транспортного средства бдительным инспектором ДПС, что для большинства водителей не очень желательно, если только последние не испытывают дефицит общения с людьми и рады любой компании в любое время.
Помимо этого, если использовать в качестве дневных ходовых огней (далее ДХО) ближний свет или противотуманные фары – вероятно, придется менять лампы в данных фарах значительно чаще. Еще есть момент повышенного расхода бензина при постоянной езде с включенным ближним светом. Конечно, этот расход ничтожен, по сравнению с основным, но все же он имеет место.
При наличии некоторого количества времени (в зависимости от навыков и опыта) и желания, грамотно установить ДХО на автомобиль не такая уж сложная задача для людей, умеющих держать в руках паяльник и обжимать клеммы с проводами, и в этой статье я расскажу, как это сделать.
Из инструментов и материалов нам понадобятся: обжимное устройство (при наличии некоторой сноровки подойдут и пассатижи), паяльник, кусачки, нож, зажигалка (как вариант для стягивания термоусадочной трубки), 3-4 метра двухжильного провода в изоляции ПВС 2х1.5 (можно 2х0.75, если ДХО светодиодные, а не противотуманки с галогенками!). Данный провод понадобится для параллельного соединения двух фонарей между собой.
Понадобится стандартное автомобильное реле на 12 в., четырехконтактное, геркон (любой), провод одиночный диаметром от 1.5 до 2.5 мм. примерно 2-3м.,пластиковые хомуты, термоусадка. Вроде бы и все.
Теперь несколько слов о вариантах подключения.
Вариант 1. Можно сделать, что бы ДХО включались при включении зажигания и не выключались, пока не заглушится двигатель. Это – самый простой вариант. Минусовой провод крепится к корпусу автомобиля в любом удобном месте, плюсовой – к плюсу с замка зажигания или к выводу D высоковольтного модуля желательно через предохранитель (на схеме не указан).
Вариант 2. Тот же вариант, но при включении ближнего света – ДХО гаснут. В этом случае – плюс подключаем так же как и в первом варианте, а минус – к плюсовому проводу лампы ближнего света (любой из двух). Дело в том, что лампа накаливания потребляет гораздо больший ток и имеет гораздо меньшее сопротивление, чем светодиодные ДХО и поэтому, при включенных таким образом ДХО нить накала лампы не будет нагреваться даже до минимального свечения в полнакала, а на работе ДХО сопротивление нити накала лампы (даже разогретой) практически не скажется.
Как только вы включите ближний свет – на минусе ДХО появится плюс, и они погаснут. Правда, если вы включите дальний – ДХО снова загорятся. В этом случае можно таким же образом подключить ДХО к габаритным лампам (если в качестве таковых используются лампы накаливания, а не светодиодные!). В большинстве известных мне автомобилей габаритные лампы априори соединены параллельно, так что можно цеплять общий минусовой провод с двух фонарей ДХО к любой габаритной лампе.
Вариант 3. Это вариант, когда ДХО включаются автоматически только тогда, когда двигатель завелся и работает. В этом случае подсоединяем минус ДХО так же к корпусу автомобиля, а плюс к 30 контакту реле. 87 контакт подключается к плюсу помощнее, (можно подключиться к плюсовой клемме аккумулятора), 85 контакт реле – на массу автомобиля через лампы ходовых огней, а 86 – к геркону, к одному из его выводов.
Второй вывод геркона так же подключаем на любой плюс поблизости (можно с генератора или оттуда же – с аккумулятора). Заводим автомобиль и перемещая геркон вокруг генератора добиваемся срабатывания реле и зажигания ДХО. Крепим геркон, предварительно упакованный в термоусадку, с помощью пластикового хомута к генератору в найденном положении и готово.
Вариант 4. Если нет геркона. Все то же самое, только 86 контакт – к лампе давления масла в панели приборов.
Вот и все. В заключении скажу, что пользоваться чем-то, что сделано своими руками гораздо приятнее, чем тем, что сделано чужими. Удачи в реализации ваших и не ваших, но, главное, интересных идей.
Случаются моменты, когда из-за стандартных головных фар автомобиля может произойти авария. Не всегда они могут хорошо освещать дорогу впереди машины, им мешают проливные дожди, туман, снегопад. В такой ситуации, стоит задуматься о предотвращении столкновения и установить галогеновые или противотуманные фары, которые будут служить дополнительным источником света.
Необходимые материалы
Если вы еще не знаете, как подключить фары, не беспокойтесь. Давайте сначала определимся с материалами, которые для этого будут необходимы:
- сами фары,
- два предохранителя,
- провода,
- реле включения,
- колодки под реле и предохранители,
- кнопка включения,
- набор отверток и ключей,
- термоусадочная трубка,
- изолента,
- колодки-зажимы для того, чтобы подключать провода в разрыв цепи.
Как подключить дополнительные фары
- Для начала выберите фары. Рыночные автомагазины предоставляют широкий выбор продукции, но если в вашем автомобиле есть штатные крепления для фар, то лучше покупайте их. Не забудьте уточнить, есть ли в этом комплекте с фарами сертификат соответствия ГОСТу. Чтобы не покупать отдельно реле, предохранители и проводку, убедитесь, что они входят в комплект.
- Теперь, когда все необходимое уже есть, можно приступать непосредственно к самой установке фар. Если в бампере есть штатные места, устанавливайте фары на них. В случае их отсутствия, устанавливать фары нужно в соответствии с Техническим регламентом, цель которого – безопасность транспортных и колесных средств.
Теперь необходимо от фар провести проводку. Возьмите по одному проводу от каждой фары и прикрутите их к любому понравившемуся месту на кузове. Остальные провода (их останется два) поместите в гофру из пластика. Вдоль штатной проводки и до перегородки двигатель-салон, протяните эту гофру, предварительно закрепив ее пластиковыми хомутами. Провода заводите поближе к щитку предохранителей и реле в салоне автомобиля.
Как подключить противотуманные фары
Материалы: противотуманные фары, реле с колодкой, провода, черная изолента, отвертка, бокорезы, колодка с предохранителем 15-20А, хомуты, гофра, дрель.
- Закрепите фары в бампере в специальных нишах. Каждая фара имеет провод «+» и «-». Один из них присоедините к кузову, два других – к реле, вставленное в колодку. Реле тянем под торпеду в салоне, а провода от него к кнопке вкл/откл фар.
- Провода уложите в гофру и протяните к штатной проводке хомутами.
Надеемся, статья смогла помочь разобраться, как правильно подключить противотуманные фары.