Датчик массового расхода воздуха двигателя Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7)
(ДМРВ) Датчик температуры воздуха (ДТВ)
В системе управления исполвзуется датчик массового расхода воздуха (рис. 1.1-03) термоанемометрического типа. Он расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы (рис. 1.1-04).
Сигнал ДМРВ представляет собой напряжение постоянного тока, величина которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик. При прямом потоке воздуха (рис. 1.1-04) напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне 1. ..5 В. При обратном потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне 0. 1 В. Диагностический прибор ШГ-2М считывает показания датчика как расход воздуха в килограммах в час.
При возникновении неисправности цепи ДМРВ контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор. В
этом случае контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки.
Датчик массового расхода воздуха имеет встроенный датчик температуры воздуха. Чуствительным элементом является термистор (резистор, изменяющий сопротивление в зависимости от температуры), установленный в потоке воздуха (см. табл. 1.1-01). Выходной сигнал, подключенного к контроллеру ДТВ, представляет собой напряжение постоянного тока в диапазоне 0. 5 В, величина которого зависит от температуры юз-духа, проходящего через датчик.
Таблица зависимости сопротивления ДТВ от температуры всасываемого воздуха (±10% )
Итак: ДМРВ нива. По науке – датчик массового расхода воздуха. По народному – расходомер. По данной запчасти, с появлением электронной педали газа, появилась куча вопросов, поэтому было принято решение написать отдельную, более подробную статью на эту тему. На нивах и Шнивах стоят одинаковые ДМРВ, какие конкретно зависит от ЭБУ, а не от типа машины.
дмрв нива и нива шевроле
Расходомер воздуха. Капелька теории.
Инжекторные двигатели в основном работают «по воздуху», то бишь, все данные математической модели, по которой работает ЭБУ (мозги), начинаются с количества и температуры поступившего в ресивер воздуха. Исключение составляют двигатели с ДАДом (датчик абсолютного давления), ну у них другой алгоритм обработки данных с датчиков. На нивах и Шнивах устанавливается три разных расходомера воздуха. Две модификации на механические дроссельные заслонки, и одна модификация на электронную педаль газа.
Расходомер воздуха. Жизнь и конкретика.
- Для владельцев Е-газа, то есть, электронной педали газа. Данную статью вам можно пропустить, поскольку в вашем случае, с завода установлен немецкий расходомер воздуха. Иных мне не встречалось ни разу. Причем немецкий, именно по рождению, а не просто по названию фирмы производителя. В чем разница будет объяснено ниже. Информация для дальнейшей эксплуатации, для ваших двигателей также не нужно искать датчики ДПДЗ и РХХ, они у вас не предусмотрены конструкцией.
- Машины с механическим дросселем я пока объединю в один блок. Здесь начинается самое интересное. Ни для кого не секрет что по миру идет глобализация экономики и даже именитые фирмы производят свои товары на разных заводах. В ряде случаев ни к чему хорошему это не приводит. Теперь ближе к телу, как говаривал Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н (это его полное имя). Расходомеры воздуха изготавливаются в Германии и России и имеют одинаковые каталожные номера, и отличаются только двумя надписями «made in Russia» и «made in Germany». Все было бы весело, если бы не было так грустно. Данные, которые они выдают на АЦП, с точки зрения ЭБУ (ЭБУ – электронный блок управления) отличаются друг от друга. Самое удачное сравнение: немец измеряет поступивший воздух плюс-минус наперсток, русский плюс-минус ведро. Естественно это самым прямым образом отражается на работе двигателя. В заводских комплектациях мне иногда удавалось увидеть «немцев», но в 90% случаев стояли русские расходомеры.
сравнение дмрв нива, русский и немец
Теперь по отличию ДМРВ нива для механических дросселей. Отличаются они по типу ЭБУ. На Бош 7.0 ставится расходомер 0280218037, в основном это машины до 2008г. На все ЭБУ нового образца – расходомер 0280218116. В наличии я обычно держу только расходомер нового образца, старого образца привозится под заказ. На форуме диагностов была длительная дискуссия, на предмет взаимозаменяемости данных номеров. Пришли к выводу – НЕ взаимозаменяемы. Поэтому будьте внимательны, на передний привод выпускалось еще несколько номеров, а нашим продавцам лишь бы втюхать. И машина поедет, и двигатель будет работать, но не так как ему положено.
Особенности установки и эксплуатации.
Противность состоит в том, что ДМРВ нива «умирает» без «чек энджина». То есть его смерть может констатировать «врач», знающий какие показания должны быть в диагностической программе. Косвенным признаком иногда является «тупизна» при наборе оборотов.
Теперь о конструкторах. Для меня библией является немецкая и итальянская литература по двигателям. В ней четко написано, что расходомер должен быть установлен по расстоянию от ресивера или заслонки, не далее 2-3 диаметров сечения и не иметь 90-градусных поворотов, иначе будет очень большая погрешность, из за инерционности воздушного потока и его нагрева в моторном отсеке. Вспомните как расположены расходомеры под капотом нив и ШНив ……и грустно улыбнитесь )))
Статьи в тему: воздушные фильтры
Автомобили с инжекторным двигателем оснащены датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ). Признаки неисправности ДМРВ служат тревожным сигналом для владельца авто и поводом немедленно обратиться на СТО.
Функционал датчика массового расхода воздуха
Нормальное соотношение компонентов топливно-воздушной смеси 14 к 1, где 14 приходится на долю воздуха. Нарушение пропорции чревато сбоями в работе двигателя, перерасходом топлива и потерей мощности мотора.
Функциональное предназначение датчика — измерение объема всасываемого воздуха для топливно-воздушной смеси. Информация от него поступает в ЭБУ (электронный блок управления) двигателем. В ответ блок управления подает сигнал на форсунки о необходимом количестве топлива. Расположен расходометр между корпусом воздушного фильтра и дроссельной заслонкой, с которыми соединяется широкими гофрированными патрубками.
Признаки неисправности ДМРВ
Корректной работы датчика можно ожидать до 30 тыс. км. пробега. После пороговых значений наступает естественный износ детали. Она либо выходит из строя, либо показания всё сильнее расходятся с объективной действительностью. Следующие признаки должны заставить водителя насторожиться и заподозрить неисправность ДМРВ.
- увеличивается расход топлива;
- снижается скорость вращения двигателя;
- потеря мощности двигателя на всех оборотах;
- слабая или отсроченная реакция на педаль газа.
Косвенной причиной неисправности датчика может быть загрязнившийся воздушный фильтр.
Диагностика детали
Исправность определяют мультиметром в режиме вольтметра. Итоги проверки интерпретируются так:
- датчик исправен: 1–1,02 В.
- исправен, требуется очистка: 1,03 В.
- средний износ, показания некорректны: 1,04 В.
- высокий износ, нужна срочная замена: 1,05 В.
- деталь неисправна: 1,06 В. Двигатель работает в аварийном режиме, ориентируясь на показания дроссельного узла.
После очистки нужно еще раз проверить расходометр, показатель должен быть на уровне 1,02 В. В случае поломки ДМРВ не подлежит ремонту. Если расходометр вышел из строя, его придется заменить новой деталью.
Подавляющее большинство иномарок с инжекторным двигателем после 2000 года начали комплектоваться не ДМРВ, а контроллерами давления.
Видео о проверке с помощью мультиметра
Признаки неполадок ДМРВ идентичны на большинстве марок автомобилей, будь то классика ВАЗа, Приоры или Калины, Нивы Шевроле или иномарки.