Хочу поделиться с читателями приобретенным мною опытом эксплуатации автомобиля «Нива». Болезнью всех «Жигулей» (с самого их рождения в 1970 году) является краник отопителя салона, который всегда норовит потечь в самый неподходящий момент с целью оставить всю система охлаждения двигателя без охлаждающей жидкости. Во многих журналах и книгах приводились различные способы ремонта и переделки этого злосчастного узла. Больше всего мне понравилась, опубликованная в одном из журналов «За рулем» за 1998 год, идея переделки системы отопления салона «Жигулей» путем замены крана отопителя на более надежный кран от -08. В статье предлагалось установить кран от «восьмерки» в моторном отсеке и использовать для его подсоединения резинотканевые шланги. Решив применить эту идею на своей «Ниве», я обнаружил, что в отличие от «Жигулей» в ее моторном отсеке кран расположить негде. Тогда и пришлось методом проб и ошибок изобретать свой способ установки крана от «восьмерки» на «Ниву». В той журнальной статье о «Ниве» не упоминалось вообще. Поэтому думаю, что мой опыт пригодится многим владельцам «Нив».
Итак, приступая к замене ненадежного крана, первым делом приобрел ряд деталей от «восьмерки»: резиновые шланги, соединяющие кран с системой охлаждения двигателя, трос привода крана и пружинный фиксатор для крепления троса к крану. Понадобились также штатные «нивские» резиновые прокладки под фланцы радиатора отопителя; резиновые шланги, соединяющие штатные трубки радиатора отопителя с системой охлаждения двигателя, 10 червячных хомутов на диаметр 20. 30 мм. «Нивские» детали подойдут и старые, снятые при демонтаже отопителя, но надежнее все-таки поставить новые, так как в случае выхода «поработавших» деталей из строя (что произойдет с ними скорее всего гораздо быстрее, чем с новыми), возни с их заменой будет достаточно много.
Приступив к переделке системы отопления салона «Нивы», сначала снимают пластмассовое дно вещевого ящика («бардачка»), чтобы облегчить доступ к перегородке моторного отсека. Затем освобождают радиатор отопителя, предварительно слив тосол из системы охлаждения двигателя. Далее, отвернув два самореза, удаляют резиново-металлическую прокладку, стоящую на перегородке со стороны моторного отсека, и герметизирующую трубку радиатора отопителя. Круглым напильником, двигая его влево-вверх, расширяют продольное отверстие в перегородке моторного отсека так, чтобы в него вошел кран от «восьмерки» с учетом надетых на него резиновых шлангов. Затем для шпилек крепления крана в перегородке сверлят отверстия диаметром 6,5 мм.
![]() Рис. 1. Примерные размеры поролоновой прокладки (металлической пластины): D=200 мм (для поролоновой прокладки); D=28 мм (для металлической пластины). |
Для обеспечения герметичности перегородки моторного отсека делают из поролона или другого аналогичного материала две прокладки толщиной 5 мм, а также одну металлическую пластину толщиной 2 мм. Прокладки и пластина аналогичны по форме и размерам, назначение пластины — прижать корпус крана от «восьмерки» и поролоновые прокладки к перегородке моторного отсека, то есть закрыть образовавшиеся при установке крана щели. Примерные очертания и размеры поролоновых прокладок (металлической пластины) приведены на рис. 1.
Кран устанавливаю на перегородке моторного отсека со стороны салона так, чтобы рычаг привода его заслонки находился внизу слева. В этом положении наиболее удобно располагается трос его привода (рычага). Перед окончательной установкой крана к нему крепят трос привода от «восьмерки», предварительно смазав его моторным маслом. На кране трос зажимается пружинным фиксатором. Перед установкой крана не забудьте также расположить на стороне корпуса крана, прилегающей к перегородке моторного отсека, поролоновую прокладку. Вторую же поролоновую прокладку ставят на корпус крана уже со стороны моторного отсека, накрывает ее металлической пластиной и прижимают весь этот «бутерброд» к перегородке моторного отсека винтами М6 с гайками и шайбами. Второй конец троса управления краном подсоединяют к соответствующему рычагу на блоке управления отопителя с помощью пружинного фиксатора.
Теперь переходим к работе с радиатором отопителя, снятым с машины. Удаляем с радиатора изогнутую трубку с фланцем и краник с трубкой. Изогнутую трубку укорачиваем на 150 мм. С краника снимаем трубку (тоже с фланцем) и уменьшаем ее длину до 25 мм. Запиливаем заусенцы на концах обрезанных трубок, очищаем их от грязи и опилок, не забыв промыть внутренние поверхности. Предварительно очистив фланцы на трубках и посадочные места на радиаторе отопления, крепим трубки, не забыв резиновые прокладки. Короткую трубку, понятно, ставим на место старого штатного краника. Один резиновый штатный шланг от «восьмерки» обрезаем примерно на 160 мм, а другой — на 240 мм. Таким образом, применяемые для установки части шлангов должны быть длиной 135 мм (прямой шланг) и 140 мм (изогнутый). Учтите, что на трубки радиатора отопителя надевают концы резиновых трубок меньшего диаметра. Так как внутренний диаметр резиновых шлангов от «восьмерки» несколько больше наружного диаметра металлических трубок радиатора отопителя, то при их сборке ставим для герметичности на каждый шланг (со стороны радиатора отопителя) по два червячных хомута. Прежде, чем окончательно затягивать хомуты, чтобы не мучиться при монтаже радиатора отопителя, обязательно нужным образом сориентируйте шланг относительно нового крана, уже установленного на перегородку моторного отсека. Итак, резиновые шланги на радиаторе отопления укреплены. Теперь, надев на их свободные концы (увеличенного диаметра) по червячному хомуту, ставим радиатор отопителя на место и надеваем шланги на соответствующие патрубки крана и затягиваем ранее надетые хомуты.
«Переходим» в моторный отсек. С помощью штатных «нивских» Г-образных шлангов соединяем кран с системой охлаждения двигателя. Так как диаметр «нивских» резиновых шлангов несколько меньше, чем диаметр патрубков крана от «восьмерки», то рекомендую перед их установкой смазать сопрягаемые детали мылом. Кроме того, перед использованием червячных хомутов, обязательно смажьте их трущиеся части моторным маслом, что ощутимо облегчит работу с ними. Трос привода крана удобно смазывать моторным маслом, используя одноразовый медицинский шприц объемом 5 мл с надетой на него эластичной трубкой.
![]() Рис. 2. Крепление крана отопителя салона от «восьмерки»: 1 — корпус крана; 2 — поролоные прокладки; 3 — перегородка моторного отсека; 4 — металлическая пластина; 5 — патрубки крана (трубки, идущие к радиатору отопителя, для ясности увеличены). |
Переделанная таким образом система отопления моей «Нивы» (рис. 2) работает безотказно уже второй зимний сезон.
Кран печки на Ниве 21214 – функциональный элемент отопительной системы автомобиля, предназначенный для регулировки потока охлаждающей жидкости, проходящей через него. Данная деталь располагается на подающем патрубке с антифризом, ведущем ко входу в радиатор печки.
Признаки неисправности крана отопителя на Ниве 21214
О том, что указанный элемент системы отопления внедорожника вышел из строя и требует замены, свидетельствуют следующие неполадки:
- печка перестает подавать в салон горячий воздух;
- невозможность регулировки температуры в салоне;
- появление в салоне характерного запаха антифриза;
- подтекание детали, сопровождающееся появлением в салоне потеков и следов охлаждающей жидкости на полу и сбоку центральной консоли со стороны пассажирского сидения.
Замена крана печки на ниве 21214 может быть выполнена на любой станции технического обслуживания, однако при желании автолюбитель способен произвести эту процедуру самостоятельно. Даже у неопытного автовладельца замена вышедшего из строя элемента потребует не более двух часов.
Подготовительный этап
Прежде чем приступать к разборке конструкции и установке нового крана, необходимо точно установить причину возникшей проблемы. Часто протечки антифриза в салон появляются вследствие износа резиновых прокладок, находящихся между краником печки и радиатором. Устранить неполадку в этом случае можно за счет смены изношенных изделий на новые.
Если причина кроется именно в поломке крана, то имеет смысл предварительно ознакомиться с моделями и вариантами конструкций, представленных в продаже. Современный ассортимент включает в себя как металлические, так и керамические краны, различающиеся между собой по цене и эксплуатационным характеристикам. По мнению, большинства автолюбителей керамические изделия обладают более высоким ресурсом прочности и продолжительным сроком службы.
В качестве альтернативного решения некоторые владельцы внедорожников Нива 21214 используют для замены изношенной детали не специальное изделие, а обычный водопроводный кран 1/2″ (диаметр 15 мм). Практика показывает, что такой нестандартный подход к устранению проблем с печкой вполне оправдывает себя (за исключением некоторых неудобств с дальнейшим управлением вентилем), поскольку сантехнические изделия оптимально подходят для смены непригодного заводского запорного элемента на печке автомобиля, обладают хорошими эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью.
Процедура замены
Приступая к такой процедуре, как замена крана отопителя нива 21214, на подготовительном этапе соблюдают следующие условия:
- работы выполняют только на холодном двигателе (от момента выключения мотора должно пройти не менее трех часов);
- демонтируют вещевой ящик с пассажирской стороны;
- сливают охлаждающую жидкость из системы.
Слив антифриза осуществляют следующим образом:
- под двигателем устанавливают таз или любую другую емкость;
- максимально открывают кран печки;
- откручивают пробку на блоке цилиндров и подставляют шланг, направленный в таз;
- придерживая шланг, не спеша открывают крышку расширительного бачка, регулирующую давление в системе охлаждения (действовать необходимо осторожно, так как поток антифриза значительно усилится).
Далее осуществляют подготовку необходимого для процедуры инвентаря. Здесь, помимо основного элемента, предназначенного на замену, потребуются такие вспомогательные инструменты и материалы как:
- фторопластовая уплотнительная лента (фум лента);
- патрубки и штуцера соответствующего размера;
- прокладки;
- хомуты;
- герметик;
- полиэтиленовый пакет или резервуар для слива остатков антифриза;
- пассатижи;
- набор ключей;
- отвертка.
Подготовив комплект инструментов, переходят непосредственно к процессу разборки узла и замены крана отопителя на Ниве 21214. Для этого:
- под капотом находят патрубки, ведущие в салон, ослабляют на них хомуты, снимают со штуцеров;
- снимают уплотнительную прокладку, выкрутив саморезы;
- со стороны салона подбираются к крану, снимают крепление тяги;
- собирают оставшийся антифриз в пластиковый резервуар или пакет;
- отвинчивают болты крепления (либо гайки – на старых моделях радиаторов) крана к печке и извлекают деталь;
- снимают металлический патрубок с крана, снимают с него крепление тяги;
- при необходимости – тщательно чистят от мусора и промывают радиатор.
На новый элемент устанавливают крепление тяги и металлический патрубок, используя новые прокладки. Монтаж новой детали к отопителю выполняют, производя все перечисленные действия в обратной последовательности.
Полезное видео
При разборке узла важно следить гайкой крепления крана с нижней стороны радиатора. Часто при демонтаже и разборке конструкции эта деталь выпадает из гнезда, поэтому во избежание потери гайку рекомендуется закрепить в пазу пластилином или другим сцепляющим материалом.
Модернизация отопления Нивы не ограничивается заменой какой-то одной детали. К сожалению, для достижения нужного результата придется переделать большую часть этой системы, заменить некоторые узлы.
Воздуховоды
Неплотное соединение рукавов воздуховодов приводит к тому, что теплый воздух рассеивается через щели, не попадая в салон автомобиля. Для предотвращения этого нужно обработать силиконовым герметиком места сочленений рукавов. Основная проблема при этом – затрудненный доступ к воздуховодам. Как вариант, можно заменить воздуховоды и выходящие сопла на аналоги с других моделей автомобилей ВАЗ.
Замена вентилятора
Самая главная причина низкой температуры в машине – плохая работа вентилятора печки, нагнетающего теплый воздух через нее в салон. К тому же он, находясь непосредственно в салоне автомобиля, на повышенной скорости достаточно громко работает, неприятно свистит, особенно зимой. Поэтому его меняют на вентилятор от автомобиля ВАЗ-2108 («восьмерки»), который вместе с кожухом часто называют «улиткой». Их размеры отличаются незначительно, поэтому новый установить достаточно просто, с небольшими доработками конструкции. Ставят вентилятор в моторном отсеке, внутри воздухозаборника. Это значительно снижает шум от него. Заслонку радиатора печки нужно удалить.
Можно оставить штатный, двухскоростной переключатель режимов обдув
а или заменить его на трехпозиционный (а при желании и на четырехпозиционный), устанавливавшийся на 2108, добавив в цепь вентилятора дополнительный резистор с «восьмерки».
Ставят его внутри воздуховода, так как он нуждается в обдуве.
Сечение подходящих к нему проводов нужно увеличить, так как новый моторчик потребляет большую мощность.
Крайние отверстия для прохода воздуха в крышке капота нужно заклеить, чтобы вполовину уменьшить приток холодного воздуха через них к печке.
Замена крана отопителя
Штатный кран отопителя на Ниве 21213 не справляется со своей работой. Так как он имеет маленькое сечение, охлаждающая жидкость по радиатору течет достаточно медленно. К тому же он часто становится местом протечки охлаждающей жидкости в салон. Поэтому автовладельцы предпочитают менять его на аналогичные модели с других автомобилей АвтоВАЗа, Фольксвагена, Тойоты или Опеля. Так, например, керамический кран, устанавливаемый в 2108, имеет проходное отверстие большого диаметра, что увеличивает производительность печки. Устанавливать его лучше в патрубок, подающий охлаждающую жидкость в печку, иначе даже при его перекрытии в теплое время года нагретый воздух все равно будет поступать в салон.
Очень важно тщательно отрегулировать тросик управления краном сразу, чтобы не заниматься этим потом на морозе.
Другие детали
Меняют также штатный радиатор печки и термостат. Предпочтение отдается трехрядным медным радиаторам. Они более эффективны в работе и реже протекают. Термостат меняют на аналог или дорабатывают его термовставку.
Самостоятельная переделка печки на Ниве 21213 своими руками достаточно трудоемка, занимает немало времени. Для модификации системы отопления этого автомобиля в продаже можно найти готовые наборы, облегчающие эту работу. Порядок действий представлен в видеосюжете «Переделка печки на Ниве 21213 своими руками: видеоинструкция».