Олеат меди в моторное масло

В общем решился я на эксперимент) Совсем достал меня звон гидрокомпенсатов с утра… Да и после последнего ТО мне сообщили что пора начинать готовиться к капиталке двигателя. Пичаль(.
В очередном походе по магазинам попалась мне на глаза присадка к маслу в двигатель о которой я давно читал РиМЕТ 100.

Отзывы были разные, но от реальных владельцев были отзывы хорошие. Решился и купил, да и цена не дорогая.
По инструкции залил в масло на холостых погонял 10мин и оставил машину спать до утра.
Утром решил проверить. Завожу… Гидрики не цокотят! Совсем! Приятное удивление, но решил не обнадеживать себя, тк машину заводил кода на улице было уже тепло. в обед.
Сегодня утром ехать на работу… на улице еще не прогрелось, завожу… Не цокотят! очень хорошо!
В общем доволен! Посмотрим на сколько хватит данной жижи))

FakeHeader

Comments 52

За присадку РиМет, мой отзыв только положительный. Применять её начал ещё в 2003 году. На Мерсе 220 Е 1994 г.в.с пробегом за 250 k. Его продал год назад с пробегом 497 k. За 12 лет с не большим заливал три раза. В движок ни разу не заглядывал, не считая трёх ремонтов поддона. Сейчас УАЗ Пикап 2012 г.в. с пробегом 137 k. Менял прокладку, шатуны и вкладыши по кругу на 120 k, не понравился слабый стук при покачивании КВ за болт шкива. Вскрытие показало закоксовку колец и верхней части поршней в районе канавок колец, и слабый люфт шатунного пальца во втулке четвёртого цилиндра. Найти втулку для перепрессовки с последующей калибровкой развёрткой не получилось. Подобрал шатуны под пальцы. Нагар размочил ВЭДешкой, канавки зачистил, вырабртка в кольцах в пределах нормы 0.35, зеркало гильз имеет следы хона. После сборки залил ZIC и РиМет в ДВС, КПП, РК и редукторы. Для трансмисии РиМет свой. И прямиком из бокса в длительную поездку — отпуск.www.drive2.ru/l/480956348754821364/

привет! как себя дальше мотор проявлял?


А что вот на это скажете?

Привет.Залил сегодня на ОКУ по инструкции пол банки.Если все залит ь хуже не будет?мшина проехала 32000км ДВС карбюратор работает без проблем.Причина использования rimetа100 залил лукойл (бюджет маленький).

лей согласно инструкции.

220р -цена более полкило медного порошка, в данном флаконе меди 5-10гр разбавленной индустриальном маслом.))

ну я в такие подробности не вдавался))) ни кто не запрещает Вам пользоваться медным порошком…

220р -цена более полкило медного порошка, в данном флаконе меди 5-10гр разбавленной индустриальном маслом.))

давай сыпь на здоровье, говорят еще песок речной помогает (что-то подобное в Супротек добавляют)

Говорят, что кур доят))

Не ну ели следовать твоей логике в римет действительно медная и свинцовая фракция, только фракция эта в 2-3 мкм, ты предлагаешь сыпать порошок медный… в супротек такая же минеральная фракция, по твоей логике песок можно сыпать?

Это, ваши, рассуждениях…

"220р -цена более полкило медного порошка, в данном флаконе меди 5-10гр разбавленной индустриальном маслом.))" — не знаю, автором ты записан.

Всего лишь, редко занятия, в школе,
прогуливал))

220р -цена более полкило медного порошка, в данном флаконе меди 5-10гр разбавленной индустриальном маслом.))

При объеме флакона с присадкой всего в 50 мл наш препарат имеет 5 г активной массы с суммарной активной площадью частиц в 50 (!) кв. м (ни много ни мало, а это хорошая четырехкомнатная квартира).

Не менее популярный ныне зарубежный реметаллизант при объеме флакона в 200 мл и 11 граммах активного вещества имеет суммарную площадь активных частиц не более 9 кв. м. Как видите, цифры говорят сами за себя. Да и дозировать его при таком объеме флакона, не нарушив сбалансированности масла, значительно сложнее.

Ведь предельно допустимый объем добавки не должен превышать 200 мл на 4 литра масла, в противном случае даже самое хорошее масло можно превратить в посредственное. При применении “РиМЕТа” такого не произойдет. Даже самая ударная доза для двигателя с объемом заправки масла в 4 литра составляет всего 4 флакона. А это – 20 г активной массы при общем объеме присадки в 200 мл.

Что за активная масса? В какой ДВС? )) В ДВС только соли меди. О чем Вы ? НИКАКОГО порошка!, забьёт "мелкие маслоканалы" Перестаньте вводить в заблуждение неопытных автолюбителей!

При объеме флакона с присадкой всего в 50 мл наш препарат имеет 5 г активной массы с суммарной активной площадью частиц в 50 (!) кв. м (ни много ни мало, а это хорошая четырехкомнатная квартира).

Не менее популярный ныне зарубежный реметаллизант при объеме флакона в 200 мл и 11 граммах активного вещества имеет суммарную площадь активных частиц не более 9 кв. м. Как видите, цифры говорят сами за себя. Да и дозировать его при таком объеме флакона, не нарушив сбалансированности масла, значительно сложнее.

Ведь предельно допустимый объем добавки не должен превышать 200 мл на 4 литра масла, в противном случае даже самое хорошее масло можно превратить в посредственное. При применении “РиМЕТа” такого не произойдет. Даже самая ударная доза для двигателя с объемом заправки масла в 4 литра составляет всего 4 флакона. А это – 20 г активной массы при общем объеме присадки в 200 мл.

Где хорошие 4х комнатные квартиры имеют всего 50квадратов? Однокомнатная хорошая может? Квартиры меряют по другому принципу ведь, если считать сколько намазюкать эти 50квадратов на стены и потолок то на туалет только хватит

Промывка двигателя

Хочу развеять миф о том, что перед заменой масла обязательна промывка двигателя специальными добавками или же перемывочным маслом. В реальных условиях промывка ну очень грязного двигателя нередко заканчивается поломкой того же самого двигателя. Объясняю, в чем дело. Сгустки отложений в момент промывки забивают каналы подачи смазки к вкладышам, а без смазки вкладыши, особенно шатунные долго не работают. Кроме того за несколько промывок вы останетесь без турбины – промывка турбинных двигателей всех типов запрещена инструкциями. К тому же турбине не может работать на слишком жидком масле или при перебоях с подачей масла все из-за тех же сгустков грязи да и кусков нагара, забивающих каналы подачи масла в турбину…

В связи с этим мне думается – капитальный ремонт намного дороже препарата для промывки двигателя. Это к тому, что уже если автомобиль эксплуатируется постоянно с регулярной заменой масла – все отложения в двигателе удаляются свежим маслом автоматически.

При переходе с одного типа масла на другой тоже необязательно промывать двигатель. Главное, что старое масло было слито насколько это возможно.

Если все масло в двигателе очень грязное, есть смысл купить недорогое обычное моторное масло и фильтр. На этом масле отъездить 1000 км и опять его заменить. Это поможет мягко удалить из двигателя излишки смол. В дальнейшем менять масло по инструкции.

Читайте также:  Перенос акб в багажник ваз классика

Да, не забывайте, что смолистые отложения в двигателе не всегда вредны. На стенках поршней и в поршневых канавках они играют герметизирующую роль, особенно на старых двигателях. Удаление таких отложений ухудшает работу двигателя. То есть, не обязательно, чтобы детали внутри двигателя были красивыми и блестящими, как в телевизионной рекламе.

Присадки на основе металлов (медь, молибден, серебро, олово и прочее), как правило, успешно заделывают мелкие неровности и небольшой износ в трущихся деталях. После введения присадки в масло и до следующей замены масла насколько увеличивается компрессия двигателя. Соответственно уменьшается расход топлива, масла, улучшается приемистость двигателя.

Замена масла и введение присадки в него (вместе с заменой фильтра) должны проводится через 5000 км для дизелей и турбин бензиновых двигателей и через 10 000 км – для бензиновых. Такие присадки, как правило, сухие концентрированные (в небольших флакончиках), но чаще это уже раствор порошка в моторном масле объемом 50 – 200 миллилитров.

Очень важно, поэтому обращать внимание на совместимость масел: во флаконе и того, которое вы заливаете в картер двигателя.

При несовместимости масло может свернуться и перекрыть масляные каналы, в результате чего в первую очередь полетят шатунные вкладыши.

Итак, присадки из металлов и сплавов достаточно пластичны, длительного эффекта от них лучше не ждать. Хорошо уже то, что они вполне эффективны до очередной замены масла.

Керамика и алмазы

Так называемые керамические присадки содержат кремниевые соединения. Проще говоря, песок. По мнению разработчика подобных чудо-присадок под воздействием трения и нагревания кремния в двигателе образуется в местах трения керамическое покрытие. На всякий случай поясню: для проявления такого эффекта необходимо огромное давление или же высокая температура. Нагрев двигателя выше 150 градусов недопустим! Это означает одно – добавлять в масло двигателя песок (пусть даже из благих побуждений), мягко говоря, не полезно. Тот же эффект дает увлеченное катание по пыльным дорогам без фильтра очистки воздуха.

О присадках с алмазной пылью. По некоторым данным частицы этой самой пыли в работающем двигателе превращаются в шарики, чем уменьшают трение. По другим данным – вкрапляются в трущиеся поверхности и как бы упрочняют их. В общем, ребус.

Подобные присадки имеет смысл применять только в новых или абсолютно (!) исправных двигателях. Основная их задача – уменьшение трения. Восстановление изношенных деталей – тоже не их специфика. И не стоит обольщаться на этот счет. Присадки на этой основе известны очень давно под разными названиями, изобретение не в России. Различаются степенью помола и концентрацией, то есть, количеством порошка фторопласта в масле. Такого рода присадки можно получить и в домашних условиях, обтачивают на мелком наждачном круге любые фторопластовые детали. Для достижения сколько-нибудь заметного результата достаточно насыпать одну-две чайные ложки этого порошка в масло заливную горловину двигателя. Конечно, вручную порошок фторопласта в масле не размешивают. В промышленных условиях для создания нужного раствора используют ультразвуковые и механические диспергаторы. Двигатель тоже мощный диспергатор, иначе говоря – смеситель. Так что, попади порошок фторопласта в двигатель, он успешно перемешается с маслом уже через несколько минут работы двигателя. (К слову, даже вода при попадании в масло двигателя очень быстро перемешивается и становится частью масла.)

А положительные свойства фторопластовых присадок в том, что они действуют почти сразу – проехал пару километров и почувствовал: автомобиль-то бежит резвее. Снижается расход масла, топлива, увеличивается приемистость, двигатель тише работает. И даже, если двигатель по каким-то причинам окажется без масла в картере, некоторое время он вполне может быть работоспособным (это не сказки). Подобные успешные опыты проводились в Америке и у нас, в России.

Но. Ощутимый эффект от применения этой присадки вы сможете ощущать около двух недель, не больше. Слишком мягко фторопласт и мелкие его частицы при работе двигателя становятся еще мельче и, наконец, размалывается, и перестают «трудиться». К тому же фторопласт электризуется, т. е. Накапливает статистическое электричество, под действием которого частицы фторопласта как бы отстреливаются от стенок цилиндров и смываются маслом в картер. А в картере эти частицы связываются смолами и прекращают свое полезное действие.

К сведению после применения фторопластовых присадок не нужно использовать присадки на основе металлов: частицы металла не пристают к фторопласту.

Основной вывод из вышесказанного – серьезной альтернативы капитальному ремонту с заменой колец, вкладышей, прокладок – нет. Присадки на основе фторопласта желательны только на свежих двигателях в хорошем состоянии – для профилактики. Да, не забудьте, иногда после применения присадок перестают работать датчики давления масла.

Присадки на основе металла эффективны лишь при незначительном износе двигателя.

Перед заливкой непосредственно в двигатель ВСЕ присадки хорошо размещайте (взболтайте) вместе с маслом, которое вы намерены заливать. Внимательно посмотрите, чтобы присадка в масле не свернулась!

В основе их – химические соединения, которые работают на межмолекулярном уровне. Подобные присадки хороши для нового или очень хорошего двигателя. Они также уменьшают трение, увеличивают способность двигателя выдерживать значительные перегрузки. Двигатели со значительным износом подобными присадками не восстановишь.

Есть присадки, которые исключают течи сальников. Их основное действие направленно на размягчение старых резиновых прокладок и сальников. Эти присадки, как правило, работают вполне успешно. Если сальники или прокладки без сквозных трещин, то течь масла прекращается буквально через полчаса. Правда, здесь есть маленькое НО. При так называемой набивке, используемой вместо резиновых сальников, применение подобных присадок приведет к прямо противоположному эффекту – масло через такой сальник потечет еще быстрей, потому что вымывается специальная пропитка набивки.

Присадки для системы охлаждения

Внимание! Присадки для устранения течи из системы охлаждения применяются, как правило, только после промывки системы и замены досола на воду! Есть присадки порошкообразные, а есть жидкие – в растворе.

В порошковых добавках часто можно узнать старую добрую горчицу, правда, в новой упаковке.

Основная ошибка автолюбителей – не размешанный сухой порошок засыпают прямо в горловину радиатора. Конечно, при этом порошок устраняет течь в системе охлаждения, но попутно закрывает плотными комочками трубки основного радиатора и печки обогрева салона. Зимой это так чувствительно! Еще бы, двигатель перегревается вовсю, а водитель в салоне мерзнет. В результате такого легковесного вмешательства автомобиль может затребовать очень даже весомого в денежном и временном отношении ремонта. Любой препарат перед заливкой в радиатор нужно размешать без осадка не менее чем в литре воды. Лучше делать это (и безопасной) при только что заведенном двигателе.

Возьмите на заметку: основные источники неполадок системы охлаждения – неисправный термостат и утечка жидкости.

Читайте также:  Чертежи подлокотника на уаз 469

Присадки в автомат и трансмиссии

Их имеет смысл использовать только при исправном агрегате (мысль не новая и не оригинальная). Но вспоминают об этом лишь тогда, когда с автоматом возникают проблемы. Если автомат уже пробуксовывает, никакие добавки не помогут! Их путь в таком случае заканчивается в аккумуляторах и гидроцилиндрах автомата, где делать им в основном нечего. Лучше всего в подозрительных случаях заменять фильтр автомата или хотя бы промыть его.

Присадки в топливо

Те, что предназначены для промывки топливной системы, содержат спирт и ацетом, и часто выручают автолюбителей. Спирт, как вы знаете, растворяет воду, ацетон же удаляет различные отложения, которые основательно забивают старый фильтр тонкой очисткой топлива. Значит, для закрепления результата фильтр лучше поменять на новый.

Присадки – присадками, но хотя бы раз в течение полутора–двух лет снимайте все инжекторы, дабы промыть их ацетоном и продуть сжатым воздухом их фильтры.

Хорошо и надежно работает присадка для смазывания воды в дизельном топливе. Наибольшего эффекта вы добьетесь, если перед заправкой топливо дополнительно сепарировали или хотя бы дали ему отстояться в какой-нибудь приспособленной для этого бочке вашего гаража. Это особенно ценно зимой, когда отстоявшаяся вода замерзнет именно на дне бочки, а не в баке или топливном насосе вашего авто. Удобно? Конечно.

И все-таки вы чувствуете, что ваш дизель стал тянут и не развивают обороты даже на холостом ходу. Присадки не помогут, но не спешите разбирать ТНВД, лучше проверьте метки ремня газораспределения и установки сектора подачи топлива. Проще говоря, пройдитесь по тросу педали газа из конца в конец. Прошлись? Здесь все в норме, а тяги нет. Попробуйте продуть сжатым воздухом топливные штуцера ТНВД. Причем, продувать и прямой и обратный штуцера надо навстречу движению топлива. Попутно осмотрите маленькие фыильтрики на этих штуцерах (конечно, если их до вас уже не потеряли). После таких манипуляций дизелек работает как новый.

А еще, независимо от присадок, пробега и прочих условий, необходимо осмотреть и, если требуется, очистить и отрегулировать после каждой длительной стоянки – неделя – форсунки. Все это из-за воды и повышенного содержания серы в нашем топливе.

, д-р физ.-мат. наук, профессор,

, канд. техн. наук, доцент,

Проведены испытания на трение скольжения образцов из стали 40Х в среде моторного масла с присадками ультрадисперсной меди. Показано, что введение порошка меди в смазку изменяет структуру поверхности трения и снижает коэффициент трения на стадии приработки.

Задача по борьбе с износом деталей и узлов трения является чрезвычайно многогранной, включающей в себя конструирование сопряжений, обеспечивающих требуемый ресурс работы, синтез новых материалов, подбор смазок, выбор оптимальных режимов трения и др. То или иное направление работы по повышению износостойкости в большей мере определяется субъективными факторами. Тем не менее в каждом конкретном случае необходимо учитывать общие закономерности разрушения поверхности при трении.

Одним из перспективных способов повышения стойкости сопряжений, широко использующимся в последнее время, является применение специальных смазочных материалов с модификаторами, способствующими лучшей приработке деталей, снижению износа и коэффициента трения. Среди множества типов модификаторов наибольший интерес у нас вызвали ультрадисперсные порошки (УДП) чистых металлов, в частности, меди. Порошок меди содержится в серийно выпускаемой присадке к моторным маслам
«Гарант–М», в других присадках к маслам и охлаждающим жидкостям. Применение меди и некоторых других металлов в качестве добавки к смазочным материалам обусловлено стремлением разработчиков присадок к созданию режима безызносного трения. Действительно, такой режим достигается, но не всегда. К настоящему времени проведены многочисленные и подробные исследования влияния внешних факторов на характер трения в смазочной среде, содержащей порошки металлов. Данные этих исследований свидетельствуют о том, что введение в состав смазочного материала чистых металлов и соединений в виде порошков может привести в процессе изнашивания к формированию на поверхности детали тонкой пленки в результате химических реакций либо механического намазывания. Такая пленка пластически деформируется при контактировании сопряженных поверхностей, что снижает напряжения на поверхности основного материала детали. К настоящему времени опубликовано много работ, в которых детально проанализированы процессы формирования и деформирования сервовитной пленки. Изучен характер распределения напряжений на поверхности трения, установлены химические реакции и превращения, в результате которых образуются упорядоченные комплексы в зоне трения, обеспечивающие повышение эксплуатационных свойств детали. Однако режим безызносного трения может быть реализован в определенных условиях, которые не всегда сохраняются при работе узла трения. Вопрос о том, как будет развиваться процесс изнашивания в отсутствие эффекта безызносности при применении смазочного материала с металлоплакирующими присадками, пока остается за пределами внимания исследователей.

В данной работе изучено влияние присадки «Гарант-М» к моторным маслам, металлоплакирующим компонентом которой является ультрадисперсный порошок меди, на структуру поверхности трения, коэффициент трения и износ испытуемого образца. Основной смазкой служило минеральное моторное масло SAE 30 W «Fuchs».

Испытания проводили на установке, описанной в [1]. Образцы для испытаний и контртело изготавливали из стали 40Х, причем контртело термически обрабатывалось для получения твердости на поверхностиHRс. Присутствие меди на поверхности определяли металлографически и с помощью микрорентгеноспектрального анализа. Выбранные нами скорость скольжения – 1,56 и 2.62 м/с, а также нагрузка – 110 и 184 Н не обеспечивали образования устойчивой пленки меди на всем пути трения (27 км). Однако положительное влияние металлоплакирующей присадки было обнаружено.

Металлографические исследования поверхности трения показали, что даже после тщательной приработки в процессе испытаний фактическая площадь контакта была значительно меньше номинальной. В зонах трения наблюдаются отдельные участки, покрытые медью, которые образованы в результате намазывания крупных частиц (рис. 1).

Рис. 1. Продеформированная частица УДП меди на поверхности трения

Как видно из рисунка, сплошная пленка меди не образуется. Более тщательное исследование поверхности трения с применением микрорентгено-спектрального анализа показало, что в пятнах контакта, где визуально не наблюдали частицы меди, присутствуют в небольших количествах медь, цинк, фосфор и сера. Причем объемное содержание серы и фосфора в 2-3 раза превышает содержание металлов. За исключением меди, остальные компоненты в связанном виде являются составной частью моторного масла, поэтому их присутствие в зоне трения объяснимо. Медь, содержащаяся в присадке
«Гарант-М», по-видимому, частично растворяется и вступает в реакцию с образованием сульфидов и фосфидов. Об этом можно судить по отсутствию свойственного для чистой меди желтоватого оттенка на поверхности трения.

На рис. 2 приведены характерные изображения участков поверхности трения образцов после испытаний. Видно, что рельеф поверхностей образцов,

испытанных с применением и без применения модификатора «Гарант-М», различается. При трении в среде чистого масла (рис. 2, а, в) рельеф имеет бороздчатый вид со следами адгезионного износа в виде небольших ямок. В результате применения модификатора поверхность трения выглаживается
(рис. 2, б, г), исчезают борозды и следы адгезионного износа. Рельеф соответствует высокому классу чистоты. Переход от бороздчатого рельефа к более гладкому при применении УДП порошков наблюдался также в работе [2].

Читайте также:  Давление масла 126 двигатель

Результаты измерения коэффициента трения (на рис. 3 приведены некоторые кривые) показали, что введение УДП меди в состав смазочного материала приводит к снижению коэффициента трения на начальных стадиях испытаний (рис. 3, а) во всех случаях, кроме случая, когда нагрузка была 110 Н и скорость – 2,62 м/с (рис. 3, б). С течением времени испытаний коэффициенты трения и в том, и в другом случаях стабилизируются и оказываются примерно одинаковыми. Анализ кривых показал, что снижение коэффициента трения при добавлении присадки имеет место при малой скорости скольжения, независимо от нагрузки, или при большой скорости и большой нагрузке.

Рис. 2. Рельеф поверхностей трения (х1500),

а, в – трение со смазкой в отсутствие модификатора;

б, г – с модификатором

Малая нагрузка и большая скорость не приводят к различиям в поведении коэффициента трения. Заметим также, что в последнем случае мы не наблюдали различий и в рельефе поверхностей трения, которые имели хорошо отполированный вид. Измерения величины износа, которые проводились для всех образцов, не выявили особых преимуществ применения присадки «Гарант-М». По-видимому, это обусловлено, во-первых, низкими давлениями в зоне контакта, во-вторых, наличием в базовом масле антизадирных и противоизносных присадок.

Обнаруженное влияние УДП меди на рельеф поверхности и коэффициент трения можно, по-видимому, объяснить схожестью поведения ультрадисперсных частиц меди и частиц износа, попадающих в зазор сопряжения. Формирование рельефа при трении связано с образованием частиц износа и их дальнейшим взаимодействием с поверхностями трения. В работе [3] показано, что появление частиц износа приводит к нестабильности коэффициента трения от времени (stick-slip). В дальнейшем частицы износа собираются и агрегируются во впадинах рабочей поверхности, увеличивая фактическую поверхность трения и, кроме того, образуют подобие катков, которые переводят трение скольжения в трение качения [4]. Именно такой характер скольжения возможен и при чисто механической природе действия добавок УДП металлов к маслам.

Рис. 3. Зависимость коэффициента трения от пути трения и наличия присадки

«Гарант-М» в смазке

Вводя порошок в смазочный материал, мы искусственно вводим частицы, подобные частицам износа, между контактирующими поверхностями. Однако пластичные частицы, находящиеся в зазоре, по-другому взаимодействуют с поверхностью, по сравнению с частицами износа основного материала. Уменьшается вероятность адгезионного изнашивания, снижается давление на основной материал в пятнах касания не только за счет увеличения площади контактирования, но и за счет низкого предела текучести пластичных присадок. Эти частицы легко деформируются, намазываются на поверхность трения, снижая тем самым давление на основной материал. В таких условиях обеспечивается щадящий режим скольжения, который более похож на полирование. Поверхность за короткий промежуток времени выглаживается, что сказывается и на коэффициенте трения.

Уменьшение коэффициента трения на начальных стадиях испытаний может быть обусловлено также и характером деформирования частиц меди. Триботехнические свойства меди сами по себе довольно низкие и при сухом трении поверхностный слой упрочняется и разрушается. Однако при определенных условиях трения возможен механизм некристаллографического течения меди. Природа такого течения рассмотрена в [5] и основана на нанокристаллическом строении деформированных поверхностных слоев материала. Деформация УДП частиц при давлениях, соответствующих пределу текучести, приводит к формированию нанокристаллического состояния частиц меди, что мы действительно наблюдали при электронномикроскопических исследованиях (рис. 4). Это обеспечивает легкое скольжение и, соответственно, низкий коэффициент трения.

Рис. 4. Тонкая структура и микродифракция частиц меди
с поверхности трения (х10000)

Подробно природа изнашивания рассмотрена в работе [6], в которой обсуждается механизм образования ультрадисперсной фрагментированной структуры в приповерхностном слое из-за колебаний микрообъемов, прилегающих к пятнам касания. Следствием этого является несоразмерность пластической деформации поверхностного слоя с субмикронными фрагментами и нижележащих слоев, сохранивших зеренную структуру. В результате пластическая деформация приобретает черты вихревого течения вязкой жидкости. Накопление деформации вызывает образование несплошностей, микротрещин и формирование дискретных частиц износа, размеры которых определяются размерами вихревых образований в поверхностном слое. Причем скорость изнашивания будет лимитироваться скоростью формирования мезовихрей в приповерхностном объеме. Создание на поверхности тонкого пластичного слоя, в котором затухают напряжения и не образуются крупные вихревые структуры, снижает скорость изнашивания. Все известные случаи безызносного трения (образование тонких пленок меди и других пластичных металлов на поверхности трения) именно связаны с блокированием возникновения в приповерхностных слоях мезовихревой структуры. В нашем случае частицы меди, попадающие в зазор, снижают напряжения в пятнах касания и препятствуют возникновению колебаний прилегающих к контакту объемов из-за высоких демпфирующих свойств меди. Тем самым в поверхностном слое снижается вероятность образования мезовихрей и, следовательно, частиц износа. Кроме того, уменьшается адгезионное взаимодействие между поверхностями основного материала за счет присутствия пластичного металла в зоне трения и увеличивается фактическая площадь контакта. Как следствие, ускоряется процесс приработки при трении.

В заключение следует отметить, что введение УДП меди не ухудшает триботехнические характеристики исследованного в данной работе моторного масла. Полученные зависимости коэффициента трения от пути скольжения свидетельствуют о том, что наиболее эффективно применение добавок нанопорошков пластичных металлов в тех случаях, когда нагрузки обеспечивают режим пластического течения частиц порошка.

1. Аметов В. А, , Буханченко С. Е, Терехов совершенствования специализированных комплексов для испытания модельных трибосопряжений на трение и износ в условиях максимально приближенных к реальным //Вестник ТГАСУ, 1999. – №1. – С. 167-175.

2. Dong L. X. and Hu Z. S. A study of the anti-wear and friction reducing properties of the lubricant additive nanometer zinc borate. //Tribology International. 1998. – V.31. -№.5. – P. 219-223.

3. Mishina H. Surface deformation and formation of original element of wear particles in sliding friction //Wear. – 1998. – V. 215 – P. 10-17.

4. Alexeyev N. M., Kuzmin N. N., Trankovskaya G. R., Shuvalova E. A. On the similarity of friction and wear processes at different scale levels. //Wear – 1992. – V. 156. – P. 251-261.

5. Tarassov S. Yu., Kolubaev A. V. Effect of friction on subsurface layer microstructure in austenitic and martensitic steels //Wear. – 1999. V. 231 – P. 228-234.

6. , , и др. Износ в парах трения как задача физической мезомеханики //Физическая мезомеханика. – 2000. – Т. 3, №1. – С. 67–74.

Материал поступил в редакцию 26.04.2000.

A. V. Kolubaev, S. A. Larionov, S. Yu. Tarasov, S. A. Belyaev

Sliding friction tests of medium carbon steel specimens lubricated by motor oil with ultrafine copper powder additives have been carried out. It was shown, that addition of copper powder results in both altering surface microstructures and reducing friction during “running-in" stage.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector